Публикации
Таврели, часть I
Таврели — русские шахматы
Приходилось ли вам когда-либо слышать об этой интеллектуальной игре? А между тем таврели пользовались огромной популярностью в Древней Руси. История этой игры уходит корнями в глубокую древность, во времена Дохристианской Руси. Таврели по другому называют русскими шахматами. Название игры происходит от слова «тавро», то есть клеймо, видимо потому, что достоинство каждой из фигур отмечено специальным клеймом на ее поверхности. Эта игра имеет многовековую историю, без преувеличения можно сказать, что русские шахматы ровесники египетских пирамид. Cтратегия и тактика игры в русских шахматах кардинально отличаются от классических шахмат.
Карпов Анатолий Евгеньевич, 12-й Чемпион Мира по шахматам, так характеризует эту игру: «Насколько я могу судить, таврели на порядок сложнее индийских шахмат по набору различных приемов. Эта игра очень динамична, ведь ратники (пешки) приобретают сокрушительную силу, когда на них становятся более сильные фигуры. Практически в один ход скромный ратник может возвыситься до всемогущего князя (ферзя)».
Таврели, часть II
Таврели, концепция игры
Между шахматами и таврелями много общего, но есть и принципиальные различия, которые подчеркивают уникальность этой интеллектуальной игры, выделяют ее среди всех остальных и роднят с древнерусской архитектурой. Игроки в таврелях имеют возможность выходить
за пределы плоскости доски и конструировать из фигур башни, создавая трехмерные композиции. Высота башни не ограничена, поэтому теоретически на одной клетке игрового поля могут разместиться почти все фигуры. В этом и состоит главное отличие таврелей от шахмат.
Есть ещё одна особенность, которая связана с возможностями превращения ратников, то есть пешек. Если ратник дойдет до последней горизонтали, то он может превратиться в более сильную фигуру, но только в ту, напротив которой он стоял в начале партии.
Ратник, стоящий в начале партии напротив ладьи, превратится в ладью, напротив ферзя — в ферзя, а вот ратник, который находится рядом с волхвом (королём) превратится в хелгу — некую смесь ферзя и коня.
Хелга — уникальная фигура в таврелях, она не имеет аналогий в классических шахматах.
В русских шахматах нельзя съесть фигуру, ее можно только взять в плен. Это уникальная особенность позволяет во время партий неоднократно
жертвовать и отыгрывать одну и ту же фигуру!
Говоря в целом о таврелях, стоит отметить, что эта игра на порядок сложнее шахмат
Таврели, часть III
Таврели, Федерация
Вы ошибаетесь, если думаете, что эта игра забыта в наши дни. В России существует Федерация таврелей, у этой организации есть собственный сайт, любопытно туда заглянуть:
https://tavreli.com/
В России регулярно проводятся соревнования по игре в таврели. Этой игре при желании можно обучиться, в том числе, обратившись в Областную федерацию шахмат и шашек во Владимире.
Мне иногда приходится рассказывать об этой игре во время экскурсий по Историческим экспозициям во Владимире и Суздале, где среди экспонатов не сразу бросаются в глаза маленькие игровые фигурки. Если вы раньше ничего не слышали о таврелях, то пусть эта публикация станет для вас маленьким открытием, а ваша обратная связь даст мне понять, что подобного рода материалы интересны для широкой аудитории.
Липицкая битва, часть I
Шлем Ярослава Всеволодовича
Сложилось так, что этот выдающийся экспонат Оружейной палаты, представленный в настоящее время на выставке в Суздале, стал одним из немногих предметов, с которых началась отечественная история, как наука.
Обнаружен шлем был случайно в 1808 году. Две крестьянки села Лыково Владимирской губернии Анисья Ларионова и Настасья Васильева отправились по орехи в местечко, неподалеку от реки Колокши близ города Юрьева Польского.
Анисья Ларионова "находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся". Освободив находку от земли, крестьянки поняли, что нашли нечто необычное, это были шлем и лежащая под ним проржавевшая кольчуга.
Эти предметы Анисья отнесла деревенскому старосте, а тот, увидев на шлеме святой образ архангела, посчитал необходимым передать их архиерею. Архиерей, высоко оценив найденные вещи, передал их императору Александру I, а от него они попали к графу Алексею Николаевичу Оленину, государственному деятелю и историку. Изучив находку и расшифровав надпись на шлеме, Оленин на основе упоминания имени Федор предположил, что шлем был брошен вместе с другими доспехами бежавшим с поля боя во время Липицкой битвы в 1216 году Ярославом Всеволодовичем, отцом Александра Невского, крещенным в честь Федора Стратилата.
Из летописных данных известно, что потерпевшие поражение братья Георгий и Ярослав Всеволодовичи были вынуждены в спешном порядке покинуть поле боя. Георгий бежал во Владимир, загнав трех коней по дороге, а Ярослав - в Переяславль-Залесский, загнав четырех коней. По видимому, доспехи князьям пришлось сбросить по дороге, так как о Георгии сообщается, что он въехал во Владимир в одной нижней рубахе.
Вернемся к шлему, великолепно отреставрированный, он сияет золотым блеском и восхищает формами посетителей выставки «Русский феникс. Суздальская земля». По мнению академика Валентина Лаврентьевича Янина его первоначальным владельцем был все же не Ярослав Всеволодович, а его дядя Мстислав Юрьевич, также имевший в крещении имя Федор. Такое предположение вполне оправдано, так как в верхней части шлема изображены св. Георгий, покровитель Юрия Долгорукого - отца Мстислава и св. Василий, покровитель Владимира Мономаха - деда Мстислава. Вероятно, что у шлема был не один владелец, а последним его обладателей оказался как раз Ярослав Всеволодович, третий сын Всеволода III Большое Гнездо и отец Александра Невского, бросивший его вблизи поля битвы при бегстве.
Липицкая битва. часть II
Потир Юрия Долгорукого
Друзья, возвращаясь к теме Липицкой битвы 1216 года, предлагаю порассуждать о ее причинах и главных итогах, как и было обещано ранее.
Итак, после кончины Всеволода III Большое Гнездо между его сыновьями начались распри за обладание Великокняжеским Владимирским престолом, которые и привели к открытому вооруженному противостоянию. Старший сын Всеволода - Константин претендовал на княжение сразу в двух центрах на северо-востоке Руси: Владимире и Ростове. По праву старшинства именно он должен был стать Великим Владимирским князем.
Его отец, однако, не желавший обделять других своих сыновей, не соглашался оставлять ему и Владимирское, и Ростовское княжение. Разгневанный упрямством Константина, Всеволод и вовсе лишил его права на Великое Владимирское княжение в пользу своего второго сына - Георгия.
Константин разобиделся так, что даже не явился на похороны отца, а стал искать союзников в своем противостоянии Георгию. Вскоре ему это удалось реализовать. На стороне Константина выступил Новгородский князь Мстислав Удалой, имевший свои интересы на Владимиро-Суздальской земле. С другой стороны, Георгия, противника Константина, поддержал третий сын Всеволода - Ярослав, княживший в Переяславле-Залесском. Вооруженное столкновение произошло недалеко от города Юрьева-Польского в местности, где протекали реки Гза и Липица. Сражение получило название Липицкой битвы и считается одним из самых крупных вооруженных столкновений периода княжеских усобиц.
По данным летописей потери проигравших битву Юрия и Ярослава составили 9233 человека убитыми, а по сведениям историка Василия Никитича Татищева общие потери в сражении превысили 20000 человек.
Георгий и Ярослав, опасаясь плена, были вынуждены в спешном порядке покинуть поле боя, бежав во Владимир (Георгийй) и Переяславль-Залесский (Ярослав), загнав соответственно первый трех, а второй - четырех коней. По видимому, доспехи князьям пришлось сбросить по дороге.
Константин, как победитель, занял Владимирский престол, а Георгий стал вскоре Суздальским князем, но через два года Константин тяжело заболел и братья помирились, да так, что Константин своим детям наказал почитать Георгия, как родного отца. Но жизни погибших ратников, сражавшихся по воле амбициозных противников, увы, не вернешь. Георгию Всеволодовичу, таким образом, все же досталось Великое Владимирское княжение, но ему же выпала и тяжкая ноша - противостояние натиску монголо-татар в 1238 году. А как бы понадобились в это время сильные объединенные полки!
Главным же итогом Липицкой битвы можно считать, пожалуй, не ратный, а морально-нравственный урок, состоящий в том, что гордыня и тщеславие влекут за собой горе и смерть. Всеволодовичи, помирившись и понимая это, никогда в дальнейшем не нарушили данное обещание решать все спорные дела путем мирных переговоров.
Подтверждением этих твердых установок является примирение, которым завершился съезд Владимирских князей 1228 года, после очередной размолвки. Возможно, что символом нового понимания о единении и принятии разумных решений стал еще один уникальный экспонат выставки «Русский феникс. Суздальская земля» - знаменитый потир XIII века, вероятно вложенный в Спасо-Преображенский собор Переяславля-Залесского, Георгием (Юрием) Всеволодовичем. Символичность этого вклада становится очевидной, если вспомнить, что сам собор был построен по воле Юрия Долгорукого, его деда и родоначальника княжеской династии всех Владимирских князей.
Записаться на экскурсию
Оставьте свои контакты и выберете дату экскурсии и маршрут.
Я свяжусь с вами и мы в деталях согласуем программу
Выберете маршрут
 
Записываясь на экскурсию, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Где мы встречаемся
  • В Суздале
    На Торговой площади у Торговых рядов в начале Кремлевской улицы
  • Во Владимире
    На Соборной площади у Монумента в честь 850-летия города Владимрира
За новостями следите в социальных сетях,
там же можете оставить свой отзыв или задать вопрос в сообщении